«Метрострой» Петербурга не увидит свет в конце тоннеля
Метро Санкт-Петербурга. Источник: metrostroy.com Автор фото: Пресс-служба "Метростроя".

«Метрострой» Петербурга не увидит свет в конце тоннеля

Санкт-Петербург, 1 сентября - DIXINEWS.

Единственная компания по строительству метро Петербурга АО «Метрострой» была признана банкротом арбитражным судом. В ближайшее время отрасль перейдет под контроль «Метростроя северной столицы», а указанная компания заберет активы у прошлого подрядчика в рамках взыскания долга. В итоге будет завершен процесс принудительного передела рынка метростроения, основным интересантом которого считают вице-губернатора Максима Соколова.

Арбитражный суд СПБ и ЛО признал банкротом АО «Метрострой». Была принято решение о введении конкурсного производства для удовлетворения требований кредиторов. Процедуры финансового оздоровления или внешнего управления для восстановления платежеспособности компании и выплат долгов суд вводить не стал. Город не стал оказывать поддержку, с наибольшей вероятностью приговорив единственного подрядчика по строительству тоннелей и станций метро к ликвидации.

Банкротство «Метростроя» - еще одно «звено в цепочке событий» по перераспределению ресурсов АО «Метрострой» и переделу метрорынка города рядом заинтересованных чиновников из Смольного для удовлетворения собственных интересов. Среди них называют вице-губернатора по транспорту Максима Соколова.

Как забирали «Метрострой»

Попытки взять контроль над предприятием в администрации Петербурга предпринимали еще с 2018 года. Так, бывший вице-губернатор Игорь Албин заявлял об интересе к АО «Метрострой», предлагая полностью забрать компанию в собственность Смольного посредством докапитализации. Еще три года назад в СМИ это активно освещалось, а эксперты требовали законности проведения процедур, напоминая о необходимости согласования допэмиссии АО с общим собранием акционеров. Но при Албине Смольный забрать компанию не смог – помешала смена главы Петербурга Георгия Полтавченко на Александра Беглова осенью 2018-го, а также последующие кадровые перестановки, проведенные новым губернатором.

Однако было лишь делом времени, когда иная финансово присутствующая в городе элитная группировка в содружестве с чиновниками администрации Петербурга решит подмять рынок метростроения. Новый удар был нанесен спустя всего год – в конце 2019-го. Именно тогда пост вице-губернатора по транспорту занял Максим Соколов.

По информации нашей редакции, Николаю Александрову, когда он еще был гендиректором АО «Метрострой», Смольный поставил ультиматум – либо АО добровольно передается администрации города, либо его будут отбирать. Серия переговоров по передаче компании закончилась для чиновников провалом, Александров отказался уступать активы. Принципиальная позиция бизнесмена запустила процесс агрессивного уничтожения «Метростроя» и ее замены на новую – «Метрострой Северной столицы».

Дальнейшее развитие событий освещалось в СМИ. Смольный дал полный ход банкротному делу против АО «Метрострой», проигнорировав статус подрядчика для города и отказав в поддержке компании с выплатой многомиллиардных долгов. Против Николя Александрова было возбуждено два уголовных дела - по факту фиктивного договора на строительство Фрунзенского радиуса на 179 млн рублей и в связи с уступкой долга ООО «Метропаркина» «Метрострою» на 729 млн рублей компании «Циклон КЗС» на невыгодных условиях. Таким образом прежнее руководство выключили из системы принятия решений. Одновременно с этим был инициирован процесс назначения нового гендиректора. Смольному нужно было иметь своего человека в руководстве, чтобы не было препятствий в доведения компании до несостоятельности.

По данным СМИ, получение контроля над АО, равно как и беспроблемное проведение банкротства, контролировалось Максимом Соколовым. По его рекомендациям и поручениям назначались директоры «Метростроя» в период с 2019 по 2021- годы. Некоторые из них были близки к вице-губернатору. Например, к таковым причисляют Ивана Каргина, занимавшегося пост врио гендиректора «Метростроя» с апреля по август 2021 года. Каргин был подчиненным Соколова во время председательства последним Комитетом по экономическому развитию и промышленной политике в 2009-м. Совместно с ним работал в рамках проекта ЗСД, когда Соколов возглавлял Минтранс РФ. Каргин снова оказался в его подчинении время государственной службы в КРТИ после назначения чиновника вице-губернатором Петербурга. Для сохранения максимума активов, семье бизнесменов Александровых арестовали имущество, оцениваемое в 6,79 млрд рублей. Все мероприятия проводились для передачи отрасли метростроения города новому согласованному со Смольным подрядчику – «Метрострой северной столицы»(МСС), учрежденной осенью 2020-го.

О том, что компанию спланировано отдали на растерзание, а семье Александровых создали проблемы путем возбуждения уголовных дел, демонстрирует попавшее в медиа в начале августа видео с закрытого совещания в кабинете гендиректора «Метростроя», снятое скрытой камерой. В ролике показано, как в кабинет входят вице-губернатор Максим Соколов в сопровождении делегации. «Фонтанка» узнала в присутствующих председателя совета директоров компании и замглавы КИО Алексея Германа и замдиректора Алексей Старков. Авторы Telegram-канала « ВЧК-ОГПУ», после анализа видео, распознали среди иных участников совещания также предположительно оперативника УФСБ, курирующего, по данным владельцев канала, уголовное дело Александрова. А также персон, имеющих отношение к «теневому транспортному рынку». Авторы канала сделали частичную расшифровку диалогов. В связи с этим вскрылась важная деталь. В ходе совещания, Соколова познакомили с силовиком и представили его как человека, благодаря которому были арестованы акции и сделано «уголовное дело».

«Я хочу вас познакомить, вот мой коллега, который курирует «Метрострой». Это главный человек, благодаря кому арестованы акции и все уголовное дело, собственно, сделано», - заявило Соколову неопознанное лицо на записи.

Соколов Максим поблагодарил участников совещания и отметил, что без помощи сотрудников УФСБ не справился бы со следствием.

«Я Вас благодарю, Ваша поддержка на этом этапе <…> И сейчас – она необходима на самом деле, мы бы не справились, если честно, со следствием <…> спасибо Вам!», - отметил Соколов.

Метрострой не увидит «свет в конце тоннеля»

Признание АО «Метрострой» банкротом - это выход на финишную прямую по перераспределению активов. Процесс должен возглавить МСС. Известно, что компания заявляла о выкупе прав требований на долги у крупнейших кредиторов. Как пишет «Фонтанка» договоры цессии уже подписаны и все необходимые ходатайства поданы в суд. В ближайшие месяцы Смольный планирует завершить перевод сотрудников в МСС, согласно утвержденному плану, а также перезаключить контракты.

Появление на рынке «Метростроя северной столицы» и участие в банкротном деле Соколова вряд ли случайны. МСС учреждена городом совместно с банком ВТБ. В данной кредитной организации старшим вице-президентом является Юрий Молчанов – бывший вице-губернатор Петербурга. Его считают человеком, давшим старт карьере Соколова в Петербурге начале нулевых. Помимо этого, он приходится отчимом Андрею Молчанову – главе ЛСР и другу вице-губернатора. Потому неоднократно случались совпадения - если в Петербурге намечался крупный инфраструктурный проект, а госведомствах Петербурга в этом время заседал Соколов, то в потенциальных инвесторах и партнерах зачастую оказывался ВТБ. При участии этого банка строился ЗСД, а сегодня прокладывается Витебская развязка, являющаяся частью будущего ШМСД. На ПМЭФ-2021 ВТБ подписал соглашение об участии в создании инновационного научного центра «Невская дельта», реализовывались и другие инвестиционные проекты. А сегодня Соколов, похоже, поспособствовал передаче дружественной банковской компании монополии на строительство метрополитена, фактически обеспечив на годы ее многомиллиардными контрактами, а также федеральным и региональным финансированием.

При этом не исключено, что вскоре к работе по развитию метрополитена вице-губернатор подключит строительные компании друзей и родственников. Например, тесть Соколова – Юрий Рысков – учредитель компании ООО «Карьер Комплект». Основным видом ее деятельности компании является поставка оборудования для горнодобывающих предприятий, а также запчастей и расходных материалов для импортного дробильно-сортировочного оборудования из стали. Как уже было сказано выше, у друга Соколова – Андрея Молчанова – в активах «Группа ЛСР» с колоссальными возможностями в сфере производства строительных материалов, девелопмента и строительства.

Напомним, ранее стало известно об увеличении финансирования строительства метро в Петербурге. На 2022 года выделено 28 млрд рублей, на 2023 запланировано - 33,9 млрд, на 2024 – 32 млрд. В СМИ увеличение бюджета связывают с выходом МСС на рынок. Руководитель оценочной компании «Центр делового консультирования» Никита Бубякин в беседе с «Коммерсантом» оценил объем предоставляемых городом средств. По словам эксперта, денег, которые город заложил на развитие метро в ближайшие два года, не хватит даже на постройку одного перегона между станциями. Эксперт отметил, что развитие метрополитена Петербурга критически отстало. Даже если финансирование строительства метрополитена в городе будет доведено до московских масштабов, метро догонит город только через 25–30 лет.


Популярное сегодня