Беглову не хватает политической воли? Почему в Петербурге метро строят медленнее, чем в Москве

Высокая скорость строительства метро – вопрос не только средств, но и политической воли, считают эксперты. Именно грамотным управлением объясняют специалисты успехи Москвы в обеспечении районов столицы новыми станциями подземки.

Беглову не хватает политической воли? Почему в Петербурге метро строят медленнее, чем в Москве
Метро в Санкт-Петербурге. Источник: vk.com/metrospbofficial Автор фото: Официальная страница в социальной сети "ВКонтакте" - ГУП «Петербургский метрополитен»

Санкт-Петербург, 11 октября - DIXINEWS.

За последние 10 лет Москва открывает в среднем по семь станций в год, тогда как предыдущие 76 лет темпы метростроения были значительно ниже и составляли в среднем по две-три станции в год. В Санкт-Петербурге темпы прокладки тоннелей метро намного скромнее – за весь период существования «подземки» в городе построено 72 станции. По мнению экспертов, дело не только в сложных грунтах и даже не в меньших объемах финансирования, но и других факторах.

Бумажная работа тянется годами

Проблемы метростроения Санкт-Петербурга обсудили гости «Открытой студии» на канале 78.  Эксперты отметили, что ранее в Москве строительство метро занимало больше времени, но столица сменила стратегию и нарастила темпы. Одной из причин медленного обеспечения Санкт-Петербурга новыми станциями являются бюрократические проблемы.

«В Москве достаточно быстро решаются бумажные вопросы. А у нас бумажные вопросы, какие-то документальные, законодательные и прочие процессы по утверждению проектов станций и начала строительства могут годами происходить», - отметил ведущий Сергей Фадеев.

Процесс проектировки занимает несколько лет, а может растянуться и на десятилетия. Показательна судьба кредита размером в 9 миллиардов рублей, выделяемых федеральным центром на метростроение Петербурга. Часть этих средств должна пойти на проектирование Красносельско-Калининской линии, выполненное ранее, но морально устаревшее.

«К сожалению, тот проект, который разрабатывался раньше, так как не было механизма того, как землю закреплять за метрополитеном, сейчас уже недействителен. Просто из-за того, что земельные участки уже – увы и ах – расхватаны», - рассказала главный экономист лаборатории градопланирования Людмила Истомина.

Нет стабильности и планомерности

Кроме того, Петербургу необходимо планомерное выполнение обозначенного плана, считает эксперт транспортного развития территорий лаборатории градопланирования Илья Львович Резников. В Северной столице периоды активного метростроения сменялись консервацией проектов, а высококлассным специалистам задерживали заплаты. Замена «Метростроя» новой организацией – «Метростроем Северной столицы» в октябре 2021 года также не добавляет стабильности.

«Планомерность метростроения крайне важна. И хочется, чтобы она наконец-то у нас была. Мы все этого ждем, но вот теперь нам говорят, что у нас сменилась организация, которая строит метрополитен. В общем, все достаточно неоднозначно», - считает Резников.

Нужна техника

Еще одна проблема метростроения Петербурга – отсутствие техники. Сейчас «Метрострой Северной столицы» арендует необходимое оборудование у обанкротившегося «Метростроя». При этом для ускорения темпов прокладывания тоннелей компания нуждается в увеличении количества проходческих щитов.

Как поясняет главный редактор портала «Транспорт СПб» Владислав Булгаков, проблемы возникли с ремонтом щита «Надежда», а также с поставками аналогичного оборудования марки КТ из Ясиноватой. Рассматривается вопрос поставок КТ из Китая, однако это требует времени.

Требуется политическая воля

Наконец, метростроение – это вопрос не только денег, но и политической воли, подчеркнула главный экономист лаборатории градопланирования Людмила Истомина.

«Как уже сказали, нужно планомерно снабжать все организации, причастные к метростроению, а это и проектировщики, и метростроители, и все обслуживание этого процесса строительства метрополитена. Если это действительно планомерно, если люди понимают, что здесь есть работа и там будет всегда заработок, то можно привлекать любые подрядные организации, как сделала Москва», - подчеркнула Людмила Истомина.

Аналогичное мнение выразил и Илья Резников, отметивший, что Москва уже справилась с этой задачей, и это отразилось на росте обеспечения станциями метро территории столицы.

«Вопрос политической воли, помимо денег - абсолютно принципиален. Очень много вещей, которыми нужно заниматься, и Москва с этим делом справилась, они эти темпы [постройки метро – прим.ред.] нарастили», - подчеркнул Резников.

Ранее губернатор Александр Беглов пообещал открытие 89 новых станций в течение 30 лет. Из них 31 станция, по словам градоначальника, запланирована на «первую очередь». Тем не менее, эксперты назвали такие сроки нереалистичными. По оценке специалистов, многочисленные системные проблемы метростроения, усугубившиеся при Беглове, не позволят достичь указанных темпов.


«Не благодаря, а вопреки»: что мешает Петербургу догнать Москву по реновации промзон