Под землёй и на земле: зажгут ли свет в конце тоннеля для петербургских пассажиров?
Пока в Москве одновременно начинают работать десять станций метро, петербуржцам остается радоваться запуску траволаторов на «Дунайской». Если обратиться к тому, как власти двух столиц учитывают потребности пассажиров, то разительные отличия бросаются в глаза с каждым годом все сильнее. Пока москвичи выбирают из трех наиболее удобный вариант выхода в город, петербуржцы толпятся, пытаясь войти в метро или выбраться из него.
Санкт-Петербург, 1 февраля - DIXINEWS.
Дезинфекция – всему голова
И ладно бы речь шла о городе, где пассажирский трафик с трудом может прокормить местный автовокзал да пару-тройку маршруток. Но ведь нет, денег хватает и в Северной столице. Петербургский Комитет по транспорту
Построить ради простоя
В Москве только в декабре состоялось открытие сразу десятка новых станций Большой кольцевой линии метро. И разница в темпах развития подземки двух столиц с каждым годом становится все более колоссальной. Северная столица не то, что немного отстает, она совершенно безнадежно плетется сзади. За последние пять лет здесь открылось пять станций метро, в то время как Москва отметилась полусотней. И на цифрах претензии не исчерпываются, в том числе к проектировщикам.
К чемпионату мира в Санкт-Петербурге, конечно, открыли станцию «Зенит», но с 1 октября она работает пару раз в неделю, да под футбольные матчи, коих в этом году еще ни разу не было, кстати говоря. «Дунайскую», которой и трех лет еще не исполнилось, постоянно приходится чинить, вряд ли история с траволаторами станет последней. Ход ремонтно-восстановительных работ на траволаторах станций «Проспект Славы», «Дунайская» и «Беговая» находился на личном контроле председателя Комитета по транспорту Кирилла Полякова. В ноябре, наконец, запустили траволаторы и эскалаторы на станции метро «Проспект Славы».
А станция метро «Шушары» построена в таком отдалении от жилых кварталов, что жители одноименного микрорайона открытия в большинстве своем попросту и не заметили. Сотрудникам вокруг расположенных заводов, конечно, стало удобнее добираться на работу. Но разве потребности десятков тысяч жителей ЖК, стоящих в отдалении, не важнее? Станцию «Броневая», которую уже много лет пытаются запустить в работу, собираются возводить и вовсе в самом незаселенном участке на стыке Московского и Кировского районов. Там и заводов-то нет, только ТЭЦ. Почему так, почему там и сколько все это будет продолжаться? Отвечать на подобные вопросы городу попросту неудобно.
Деньги решают всё?
Одним из важнейших аргументов констатации разниц в развитии подземок двух городов традиционно считается разница бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга. Доходы обеспечивают и разные потребности мегаполисов в транспортной инфраструктуре. Но, помимо простого учета денежных средства, очень важно и умение ими правильно распоряжаться.
- Несмотря на превалирующее значение объёмов финансирования строительства московского метрополитена, ещё одним важным условием, способствующим бурному развитию отрасли в пределах одного конкретного города, является создание единой компании–оператора, которая сосредоточила в своих руках полномочия заказчика, генерального проектировщика и генерального подрядчика, - уверен исследователь истории метрополитенов Дмитрий Графов. - За счёт такой стратегии удалось существенно сократить сроки решения большого числа организационных, имущественно–правовых и прочих вопросов, на которые в Петербурге иной раз могут уходить месяцы и даже годы.
Все-таки деньги деньгами, а подход руководства далеко не на последнем месте. С трудом не теряющий сознание «Метрострой» изрядно помотал нервы и своим сотрудникам, и мэрии. В организации отгремела череда скандалов с уходом топ-менеджеров. Теперь Смольный вроде бы готов двигаться дальше. Согласно обновлённой концепции, к 2024 году в городе рассчитывают, что свои двери распахнут три новые станции: «Горный институт», «Казаковская» и «Путиловская». На три года метро ждет 100 млрд рублей. Есть список и на ближайшую десятилетку: «Боровая», «Броневая», «Заставская», «Каретная», «Планерная», «Театральная», «Шуваловский проспект» и «Яхтенная». Тут темы денег, пожалуй, не стоит касаться в связи с туманностью перспектив.
Этот неловкий момент
Большие планы на метростроевцев и в Ленобласти. Собственная станция — заветная мечта кудровчан, с их-то пониженной транспортной доступностью. Обещание протянуть подземку в Кудрово помогало строителям реализовывать квартиры в рядах высоток. Дома давно уже заселены, но метро солнечного света пока не увидело. Региональные власти сейчас опять борются за реализации мечты. Стоимость контракта для местной ветки известна — 57 млрд рублей. По
Хотя место для входа-выхода пассажиров по-прежнему держат в секрете. Ходят слухи, что вестибюль опять окажется на значительном удалении от жилых комплексов. Согласно генеральному плану развития города здесь еще в 80-е предусматривали продление линии. Её предполагалось строить не у существующей застройки в районе Народной улицы, а восточнее — на несуществующем тогда и сейчас перекрёстке Мурманского шоссе и перспективной пробивки Товарищеского проспекта. К середине 1990–х годов был пробит один перегонный тоннель, после чего процесс заморозили. Дмитрий Графов считает:
- В нынешних планах трасса до станции с уже новым названием «Кудрово» сохраняется прежняя, в связи с чем возникает неловкий момент: если станцию и построят, то это будет, возможно, не лучшее применение 50 млрд рублей, так как целевая аудитория жителей в зоне пешей доступности метро так и не получит и будет всё равно пользоваться наземным транспортом.
Лакмус для инвестиционного климата
Ситуация под землей в современных реалиях серьезным образом пересекается и с наземной транспортировкой пассажиров. Для комфортного перемещения горожан важно не только построить подземку и дорогу, но и увязать все это в единый узел, который позволит людям не терять времени на давку в толпе. В Москве эту роль берет на себя строительство 96 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Капитальные ТПУ представляют собой целые строения, для которых нужно подготовить территорию, градостроительную документацию, привлечь инвестиции. Здесь пассажиры защищены от капризов погоды и могут пересесть с одного вида транспорта на другой, не выходя из помещения, или по крытым пешеходным галереям, не замочив башмаков. Такой подход получил и соответствующее название – «сухие ноги».
Не менее масштабный план строительства ТПУ имеется и в Санкт-Петербурге. Здесь речь идет о 61 узле, о реализации планов по строительству которых заявлял «Мегалайн». Каждый из узлов будет создан по индивидуальному проекту. Наиболее перспективные петербургские ТПУ предусматривают выходы к железнодорожным станциям, остановкам трамваев, автобусов, троллейбусов и к автостоянкам. Транспортные решения такого формата способны изменить жизнь горожан в лучшую сторону, улучшить дорожно-транспортную ситуацию. Реализация проекта не только повысит комфорт горожан, но и даст импульс развития периферийным районам за счет привлечения бизнеса и создания новых рабочих мест. При таких перспективах главное – не откладывать решение вопросов в долгий ящик. И приоритетность их трудно расставить по номерам. Город давно нуждается в каждом из них: «Девяткино», «Гражданский проспект», «Улица Дыбенко», «Старая Деревня», «Проспект Большевиков», «Купчино», «Парнас», «Рыбацкое», «Проспект Ветеранов» и «Шуваловский проспект». Строители говорят о том, что в реализацию только первой очереди хабов потребуется инвестировать 21 млрд рублей. А общий объем вложений превысит 186 млрд рублей. Вот только чтобы осваивать такие бюджеты в короткие сроки, беря за пример Москву, необходимы и сокращение числа бюрократических преград, и тотальная поддержка администрации города. Там пора принять во внимание, что существующая транспортная инфраструктуру не справляется с существующим объемом пассажиров, и именно на решение этой проблемы необходимо направить все свои силы и средства.