Активисты сообщили о начале работ по сносу вокзала XIX века в Лисьем Носу

Санкт-Петербург, 22 декабря - DIXINEWS.

В пригородном поселке Лисий Нос готовятся сносить старинный вокзал на станции Горская Авиационной улице, сообщают активисты в градозащитном чате «СПб SOS СНОС».

По данным активистов, которые находятся на месте, сейчас к объекту стягивают технику, а рабочие в беседах с ними говорят, что работы по демонтажу планируют начать уже сегодня – 22 декабря. Участники движения «Живой город» рассказывают, что пытаются остановить работы и пишут жалобы в КГИОП, тем более, что дом – 1894 года постройки, а все городские здания старше 1917 года защищены 820-м законом.

В дореволюционном Петербурге и его окрестностях вокзалы небольших населенных пунктов, особенно популярных у дачников, нередко представляли собой изящные строения, над интерьерами и внешним обликом которых работали прекрасные архитекторы и декораторы – например, такими представали вокзалы в Парголово, на станции Удельная, в Левашово и в Дибунах. В советское время, когда территория города расширилась и многие железнодорожные станции перестали использоваться по назначению, здания перестроили, часть снесли, но некоторые «дожили» до 90-х, сохранив конструктивные особенности и уникальность. Однако в последние годы маленькие деревянные вокзалы начали попросту уничтожать.

В 2021 году снесли вокзал на станции Токсово во Всеволжском районе Ленобласти, построенный финским архитектором Урхо Пяллия в 1916 году. Активисты хотели, чтобы Токсовский вокзал восстановили – тем более, что глобальных перестроек за сто лет в здании не было, но объект снесли под покровом ночи. Затем на его месте появилась «грубая пародия», обшитая сайдингом, который до сих пор возмущает неравнодушных горожан.


По мнению участников чата «Живого города», руководство города и области могло бы отстоять старинные вокзалы в Токсово и Горской, если бы среди чиновников нашлись действительно неравнодушные люди. Тем более, что прецеденты тому есть – в 2016 году КГИОП признал вновь выявленными объектами культурного наследия здания станций в Дибунах и Горелово. Вокзал в Горской по назначению не используется и, будучи переданным Петербургу, мог бы послужить в роли административного здания, однако Смольному, по всей видимости, это просто не нужно.