Проблемы транспортной реформы Соколова вынуждают перевозчиков уходить с рынка
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов. Источник: gov.spb.ru Автор фото: Пресс-служба администрации Санкт-Петербурга.

Проблемы транспортной реформы Соколова вынуждают перевозчиков уходить с рынка

Санкт-Петербург, 3 июля - DIXINEWS.

Участники рынка не видят перспектив в транспортной реформе Петербурга, проведение которой курирует вице-губернатор Максим Соколов. Ряд перевозчиков критикует навязываемую чиновником систему и уже заявляет о возможном уходе с рынка города в Ленобласть или другие регионы. Внедрение новой системы перевозок – не единственная зона ответственности, с которой не справляется Соколов. Вице-губернатора также критикуют за слабый контроль комитета по инвестициям Петербурга, которым руководит Роман Голованов. По оценке СМИ, работа Коминвеста повлекла снижение инвестпривлекательности Северной столицы.

Подготовка к транспортной реформе

Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, после совещания с представителями автопрома, сообщил о готовности запустить транспортную реформу в следующем году. В ведомстве напомнили, что переход на новую систему обслуживания будет проходить в четыре этапа (с апреля до середины июля 2022-го), а также предоставили информацию о планах по снабжению города новыми автобусами в переходный период. Согласно реформе, обязанность по закупке 2801 машины лежит на перевозчиках.

На первом этапе планируется вывести на маршруты 864 новых автобуса, на втором в июне – 693, а на третьем еще 1244. Дробление закупок автобусов связано с обращениями малых перевозчиков, пожаловавшихся на отсутствие возможности покупать крупные партии автобусов.

Ранее перевозчики также обращали внимание на сроки поставки транспорта. Новые машины должны были быть представлены Смольному за 70 дней до начала выполнения работ по контракту на перевозку пассажиров. Это влекло дополнительные расходы по лизинговым платежам, хранению и страхованию автобусов без их эксплуатации и извлечения прибыли. Согласно данным Комтранса, для снижения экономических издержек перевозчиков, срок предоставления автобусов сокращен с 70 до 30 рабочих дней до начала исполнения контрактов. Новые тендеры по распределению маршрутов, победители в которых в итоге и будут закупать автобусы, пройдут в июле текущего года. В комитете по транспорту заявляют, что запуск реформы пройдет без рисков.

Реформа провоцирует перевозчиков на уход с рынка

Переход на новую систему пассажирских перевозок, контроль за которой возложен на вице-губернатора Максима Соколова, критикуется участниками рынка. По их мнению, рисков и затрат много, что делает сложным участие в тендерах на обслуживание маршрутов и ставит под сомнение возможность реализации реформы.

Гендиректор АТП «Барс-2» Андрей Заботин в беседе с изданием «Ведомости» заявлял, что компания может уйти в Ленинградскую область.

«Проанализировали, посмотрели. Пока не видим перспектив работы в городе — лоты оказались большими, требуется много техники», — отметил Заботин.

Еще один собеседник «Ведомостей» из числа руководителей одной из транспортных компаний Петербурга, пожелавший сохранить анонимность, усомнился в возможностях производителей поставить в город 2800 автобусов. По мнению собеседника издания, это может повлечь санкции для перевозчика из-за срыва сроков поставок техники. Есть риск потери обеспечения контракта (5% от суммы). Помимо этого, участник рынка отметил недостаточность заправок на метане в городе (закупаемые автобусы должны быть на газу – прим. ред). В связи с этим, компания, также как и АТП «Барс-2», готовится к возможному уходу с рынка.

«Мы, конечно, хотели бы остаться на рынке. Но, по всей видимости, придется уходить в заказные пассажирские перевозки или в другие регионы», - отметил собеседник редакции.

Ранее директор программы «Управление умным городом – Smart City Management» Высшей школы менеджмента Екатерина Соколова критиковала транспортную реформу Соколова за ее влияние на конкуренцию. По мнению эксперта, в созданных условиях возможности участвовать в конкурсных процедурах с жесткими условиями есть в основном у крупных перевозчиков. Маленьким компаниям сложно выживать, в итоге это может привести к монополизации рынка. Эксперт не исключает уход малых перевозчиков с рынка или их поглощения крупными игроками. Также она усомнилась в том, что реформа доживает до старта, так как для ее запуска нужно подготовить инфраструктуру. В свою очередь на экономике города плохо сказывается ковид-пандемия.

Провал по всем фронтам

Напомним, реформа системы надземных пассажирских автобусных перевозок – одна из многих зон ответственности, за проблемы в которой критикуют вице-губернатора по транспорту и инвестициям Максима Соколова. Чиновник до сих пор не смог разрешить кризис метростроения. За почти два года нахождения на посту в Смольном Соколов не справился с оптимизацией работы транспортных ведомств и не дал толчок к развитию метро. В итоге из-за переписывания схемы развития метро и постоянного отсутствия денег сроки открытия новых станций переносятся. С перспективы ближайших лет снят вопрос прокладки нужной Петербургу кольцевой линии. Сказывается отсутствие станций, которые должны сформировать ее контур. Возможность обновления подвижного состава метрополитена (износ 56,5%, нужно 950 новых вагонов) под вопросом. Как сообщали СМИ, запрошенных Смольным средств из ФНБ под условия лизинга может не хватить и понадобится допфинансирование в частных банках. Проводимый для экономический курс вице-губернатором Соколовым сегодня вызывает вопросы. Соколов постоянно стоит с «протянутой рукой», выпрашивая займы у федерального центра, что в перспективе увеличит долговую нагрузку на бюджет Петербурга. При этом работы по поиску внебюджетных и негосударственных средств не видно.

Соколова также критикуют за неспособность отладить работу комитета по инвестициям, руководит которым давний знакомый вице-губернатора Роман Голованов. По оценке СМИ, работа Коминвеста привела к снижению уровня инвестиционной привлекательности города. Это отразил национальный рейтинг агентства «АСИ», продемонстрированный на прошедшем ПМЭФ. Аналитики объяснили это системным кризисом ведомства. У комитета нет актуальной инвестиционной стратегии, слабая работа по привлечению иностранных инвесторов в прошлые годы, низкое число согласований статуса стратегического инвестпартнера, ведомство часто отказывает в предоставлении земельных участков бизнесменам, есть трудности с бюрократией и другие проблемы. Помимо этого, отмечалось, что комитет Голованова слабо поддерживает бизнесменов из-за чего уже согласованные ранее проекты «откладываются в долгий ящик» и не реализовываются. По этой причине Петербург не получил до сих пор два медицинских завода от компаний «Биокад» и «Гротекс». Совокупность нерешаемых годами проблем может быть причиной снижения интереса бизнесменов к Петербургу.


Популярное сегодня

Вместо Соколова за проблемы общественного транспорта наказали перевозчиков