Петербург заговорил об ужесточении закона о конкуренции
Наличие картельных сделок на рынке социального питания Петербурга можно устранить за счёт законодательной реформы в рамках норм о защите конкуренции и увеличения ответственности, сообщает
Санкт-Петербург, 27 января - DIXINEWS.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу
Скандалы в петербургской сфере соцпитания начались в 2018 году. Картельные сговоры участников рынка наносят ущерб бюджету (по общероссийской статистике, около 2% ВВП). За 2 года УФАС выявило шесть картельных сговоров. Несмотря на то, что ряд компаний был уличён в нарушениях законодательства о конкуренции, их участие в госзакупках до сих пор не ограничено. Поставщики пользуются лояльностью правовых норм и продолжают получать крупные контракты.
В 2020 году УФАС
Как утверждает издание FederalCity, «Фирма Флоридан» (как и «Артис – детское питание») успела создать несколько картелей. Ранее компании уже состояли в сговоре друг с другом. Помимо этого, «Флоридан» действовал в картеле с «Базой Мария» и «Лимак-Невой» в Выборгском и Приморском районах. Также комбинат фигурировал в картельной схеме с комбинатами «КСП Василеостровского района» и «Воскресенье» в
«Артис – детское питание» участвовал в картельном сговоре в двух вышеупомянутых случаях с «Флориданом», а также с такими компаниями, как ООО «База Мария», ООО «Лимак-Нева», ООО «СПб Спец Строй», ООО «Евроспецсервис», ООО «Специализированная торговая компания», ООО «НУР» и ООО «Невская дистрибьюторская компания» за контракты в
Крупные игроки рынка систематически становились фигурантами дел УФАС о картелях. Тем не менее, комбинаты питания до сих пор работают и участвуют в аукционах.
В настоящий момент ответственность за участие в картельном сговоре ограничивается штрафными санкциями от десятой доли до половины первичной стоимости предмета торгов, но не более четверти суммы выручки (и не менее 100 000 рублей) компании, нарушившей закон. Данные положения прописаны в
Помимо этого, за нарушение антимонопольного законодательства существует уголовная ответственность. Статья 178 УК РФ
Механизм, способный ограничить работу недобросовестных компаний, в законодательных нормах существует. В некоторых случаях таких поставщиков можно внести в своеобразный «черный список» - список недобросовестных поставщиков. Если компания туда попадает, данный факт серьёзно усложняет участие в тендерах. Но в условиях, при которых фирма может попасть в подобный список, не значится заключение картельных сговоров.
Как следует из
Школы и детсады, находящиеся на государственном финансировании, не пытаются добиться судебного вердикта, указывающего на вину поставщика при расторжении контракта. Односторонний отказ заказчика тоже не практикуется, даже если имел место факт отравления в учреждении, поскольку за подобным решением следует проведение дорогостоящих экспертиз. Иными словами, поставщик уплачивает лишь штраф за картельные контракты, а все проблемные моменты оставляются «за чертой». После уплаты штрафа компания остаётся участником рынка и не попадает в список недобросовестных поставщиков.
Для примера можно привести пойманную на картельных сделках «Фирму Флоридан». Выручка предприятия
Чтобы решить сложившуюся на петербургском рынке питания проблему картелей, требуется реформа законов в части расширения условий, на основании которых поставщика можно внести в список недобросовестных компаний. Также необходимо ужесточить штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. На текущий момент ситуация такова, что компания может уплатить штраф в миллионы рублей, а по факту нанесённый ущерб может исчисляться не одним миллиардом.