В Екатерининском дворце реставрируется церковь Воскресения Христова

Средства на комплексную реставрацию храма, с воссозданием икон и живописных плафонов – порядка 1 млрд рублей – выделила компания «Газпром».

Работы начались в 2015 году, сейчас они идут полным ходом. Как сообщили ИА DixiNews в отделе по связям с общественностью ГМЗ "Царское Село", планируемый cрок окончания – декабрь 2018 года.

Реставрация в церкви Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века. Источник: dixinews.ru Автор фото: ГМЗ

Санкт-Петербург, 13 сентября - DIXINEWS.

Церковь Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века – единственный исторический интерьер Екатерининского дворца, который требовал незамедлительной реставрации спустя семь десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Последняя реставрация производилась больше 150 лет назад – в 1863 году.

«Царское Село» – музей-заповедник с непростой судьбой. В Великую Отечественную войну Екатерининский дворец был в значительной степени разрушен.

{img1} Восстановительные работы здесь начались только в 1950-е годы. Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать ее. Сохранившаяся отделка храма – прекрасный образец творчества архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Церковь Воскресения Христова была освящена в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством.

Несмотря на проведенную в середине 1950-х консервацию, уникальный интерьер мог быть безвозвратно утрачен. Работы удалось начать благодаря финансовой помощи компании «Газпром». Церковь реставрируют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, которые восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.

При возрождении церкви, как и в случае с Агатовыми комнатами, музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использует методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключается в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Ключевые вопросы обсуждаются на Научно-реставрационном совете с участием ведущих петербургских специалистов в области реставрации.

Дворцовая церковь (ее золоченые купола – один из символов музея-заповедника) – неотъемлемая часть Екатерининского дворца. Она примыкает непосредственно к Церковному флигелю.

{img3} Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала от разрушений и разграблений – были похищены почти все иконы, утрачен плафон. В послевоенные годы произведены первоочередные консервационные работы, в результате которых церковь приобрела экспозиционный вид, несмотря на утраты.

Алтарная сень в неудовлетворительном состоянии, имеются утраты декора и отделки, разрушения основы конструкции. Сохранившийся живописный плафон в алтарной части в аварийном состоянии.

Общая степень сохранности интерьера – примерно 60 процентов.

Сохранились две иконы ХVIII века на дьяконских дверях иконостаса: «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» работы Мины Колокольникова.

Живописный плафон центрального зала во время Великой Отечественной войны был фактически уничтожен бомбой, попавшей в перекрытие. Сохранилась в аварийном состоянии его боковая кайма. После войны она была снята, и после выполнения профилактических заклеек свернута на валы.

В 2015 году у музея появилась возможность приступить к комплексной реставрации интерьера церкви за счет благотворительного пожертвования.

В течение 2015-2016 годов установлены строительные леса, произведена часть реставрационных и консервационных работ, а также выполнено исследование структуры и состава красочных слоев на стенах церкви. С марта 2017 года реставрационные работы ведет Царскосельская янтарная мастерская.

Для научно-методического контроля за выполнением работ музей создал научно-реставрационный совет с участием представителей Министерства культуры РФ, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, ВООПИиК, а также ведущих специалистов-реставраторов Петербурга.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Дворцовая церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена 30 июля 1756 года архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Церковь была оформлена по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли.

За годы своего существования церковь дважды реставрировалась: после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым и в 1863 году после второго пожара – архитектором Александром Видовым.

Еще в 1749 году Елизавета Петровна утвердила темно-синий «берлинской лазури» цвет окраски стен церкви, на фоне которого сияла деревянная золоченая резьба, выполненная 35 лучшими резчиками под руководством Иоганна Дункера.

{img2} Главное место в церкви занимает алтарь, его центральная часть выделена шестью золочеными колоннами, обвитыми цветочными гирляндами и шестью пилястрами. Треугольный фронтон с двумя фигурами крылатых ангелов на скатах и большим сиянием в центре завершает центральные врата.

Потолок алтаря закрывает живописный плафон «Слава Святого Духа», на котором в облаках изображены головки ангелов работы академика Андрея Беллоли. Потолок в главном зале церкви закрывал большой живописный плафон «Вознесение Христово». В XVIII веке плафон был написан художником Джузеппе Валериани, а после пожара 1820 года его писал профессор живописи Василий Шебуев. Во время Великой Отечественной войны центральная многофигурная композиция плафона была утрачена. Живописная падуга сохранилась с утратами.


Популярное сегодня

Петербуржцам рассказали, где посмотреть график отключения горячей воды

Петербуржцам рассказали, где посмотреть график отключения горячей воды

Александр Беглов заявил о готовности идти на второй срок без согласия президента Путина

Александр Беглов заявил о готовности идти на второй срок без согласия президента Путина

Петербуржцы хотят провести референдум по запрету арендных электросамокатов

Петербуржцы хотят провести референдум по запрету арендных электросамокатов

Петербуржцы возмутились планами выдвижения Беглова на второй срок

Петербуржцы возмутились планами выдвижения Беглова на второй срок

"Этот саботаж надо прекращать": Миронов раскритиковал введение турсбора в Санкт-Петербурге

"Этот саботаж надо прекращать": Миронов раскритиковал введение турсбора в Санкт-Петербурге

На пост губернатора Санкт-Петербурга появился претендент

На пост губернатора Санкт-Петербурга появился претендент

В Санкт-Петербурге дали имя спасённой на Ладоге крошке-нерпе

В Санкт-Петербурге дали имя спасённой на Ладоге крошке-нерпе

В Петербурге рассказали, когда первый "Соммерс" спустят на воду

В Петербурге рассказали, когда первый "Соммерс" спустят на воду

Мотогруппа ГИБДД по Санкт-Петербургу приступила к дежурству

Мотогруппа ГИБДД по Санкт-Петербургу приступила к дежурству