В Минобрнауки хотят заставить школьников ходить строем с 1-го класса

Получила свое продолжение резонансная ситуация, связанная с изменениями стандартов образования, предложенными в Минобрнауки.

Школьные учебники. Автор фото: Станислав Сикорский

Санкт-Петербург, 28 марта - DIXINEWS.

Общество узнало о попытках внести новшества в законодательство после открытого письма, созданного учителями-словесниками. Педагоги были возмущены изменениями, которые, по их мнению, ухудшили программу. Сейчас скандал набирает оборотов.

В издании "Московский комсомолец" изучили письмо помощника президента Андрея Фурсенко, адресованное Ольге Васильевой, возглавляющий Минобрнауки. Оказалось, что решение насчет изменения стандартов до последнего было засекречено и разрабатывалось в соответствующем режиме. Благодаря экспертному заключению от ректоров ведущих вузов становится очевидным, что стандарты, позиционируемые как новые, - шаг назад.

Для лучшего понимания изменений программы стоит привести несколько наглядных примеров. Первоклассники должны будут осваивать строевую подготовку, изучая команды "Равняйсь!", "Смирно" и "Вольно", строиться на шеренги и двигаться в колонне, предварительно отрапортовав педагогу. Уроки труда в 6-ом классе, переименованные в "технологии", превращаются в изучение передаточного механизма швейной машины и ее подготовки к работе, что сейчас совершенно не актуально.

Примечательно, что изменения для программы подготавливались с игнорированием рекомендаций от образовательного сообщества. Фурсенко говорит об этом в письме. Документ гласит: «Работа по совершенствованию ФГОС общего образования должна быть построена на основе широкого общественного обсуждения и глубокой экспертной проработки. По имеющейся информации, соответствующие процедуры не соблюдены, надлежащее экспертное и общественное обсуждение не организовано, министерством предлагаются кардинальные изменения структуры и содержания стандартов».

Образовательные стандарты ограничивают педагогов, отбирая у них право включать в программу дополнительные материалы. Это значит, что, кроме разработанного Минобрнауки списка, учитель не сможет делиться со школьниками другой полезной информацией, внося собственные рекомендации. Экспертное заключение представителей нескольких российских университетов гласит, что подобные меры мешают детям и подросткам творчески мыслить, осваивать интересный им материал. При этом инстанции будут неусыпно следить за прохождением заданной программы, ориентируясь не только на результат.

Преподаватели вузов подчеркивают, что новые стандарты не приучают школьников мыслить самостоятельно; целью изменений программы остается взращивание пассивных слушателей. По-прежнему акцент делается на то, чтобы запоминать огромные объемы информации механически, не применяя критического мышления. Также не устраивает экспертов подход к налаживанию отношений «гражданин-государство». Уже в четвертом классе дети привыкнут к тому, что лишь государство должно нести ответственность за развитие социального и духовного благополучия.

Кроме того, увеличение необходимых для изучения тем приведет к перегрузке программы. По подсчетам экспертов, школьникам придется каждый урок рассматривать 3-4 темы, пытаясь ими хорошо овладеть. Естественно, глубокое изучение такого количества материала не представляется возможным. В новых учебниках также предлагаются усложненные формулировки заданий: "Определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории". Эта фраза может поставить в тупик даже старшеклассника, а предлагается ее понять и выполнить задание детям, которые учатся в пятом.

Невозможность выбирать предметы для изучения и отказ от развития метапредметных навыков – это очередной шаг назад в российском образовании. Это мнение озвучил член-корр. Российской академии образования, Александр Кондаков. По его словам, новые стандарты не направлены на поддержку одаренных детей, развитию их талантов, а лишь усложняют программу.

Свое мнение по поводу разгоревшегося скандала высказал и ректор СпбГУ, Николай Кропачев. Он уже выступал против того, чтобы новые стандарты обрели законодательную силу. Кропачев делает акцент на том, что нововведения игнорируют необходимость воспитывать граждан, ощущающих свою социальную ответственность. По его мнению, одна из первостепенных задач образования – дать глубокие знания и подготовку к жизни среди демократического общества.

Напомним, что во время голосования новый законопроект был поддержан только 19 представителями Совета.


Бизнесмен из Питера намерен баллотироваться в президенты