В Екатерининском дворце реставрируется церковь Воскресения Христова

Средства на комплексную реставрацию храма, с воссозданием икон и живописных плафонов – порядка 1 млрд рублей – выделила компания «Газпром».

Работы начались в 2015 году, сейчас они идут полным ходом. Как сообщили ИА DixiNews в отделе по связям с общественностью ГМЗ "Царское Село", планируемый cрок окончания – декабрь 2018 года.

Реставрация в церкви Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века. Источник: dixinews.ru Автор фото: ГМЗ

Санкт-Петербург, 13 сентября - DIXINEWS.

Церковь Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века – единственный исторический интерьер Екатерининского дворца, который требовал незамедлительной реставрации спустя семь десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Последняя реставрация производилась больше 150 лет назад – в 1863 году.

«Царское Село» – музей-заповедник с непростой судьбой. В Великую Отечественную войну Екатерининский дворец был в значительной степени разрушен.

{img1} Восстановительные работы здесь начались только в 1950-е годы. Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать ее. Сохранившаяся отделка храма – прекрасный образец творчества архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Церковь Воскресения Христова была освящена в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством.

Несмотря на проведенную в середине 1950-х консервацию, уникальный интерьер мог быть безвозвратно утрачен. Работы удалось начать благодаря финансовой помощи компании «Газпром». Церковь реставрируют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, которые восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.

При возрождении церкви, как и в случае с Агатовыми комнатами, музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использует методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключается в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Ключевые вопросы обсуждаются на Научно-реставрационном совете с участием ведущих петербургских специалистов в области реставрации.

Дворцовая церковь (ее золоченые купола – один из символов музея-заповедника) – неотъемлемая часть Екатерининского дворца. Она примыкает непосредственно к Церковному флигелю.

{img3} Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала от разрушений и разграблений – были похищены почти все иконы, утрачен плафон. В послевоенные годы произведены первоочередные консервационные работы, в результате которых церковь приобрела экспозиционный вид, несмотря на утраты.

Алтарная сень в неудовлетворительном состоянии, имеются утраты декора и отделки, разрушения основы конструкции. Сохранившийся живописный плафон в алтарной части в аварийном состоянии.

Общая степень сохранности интерьера – примерно 60 процентов.

Сохранились две иконы ХVIII века на дьяконских дверях иконостаса: «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» работы Мины Колокольникова.

Живописный плафон центрального зала во время Великой Отечественной войны был фактически уничтожен бомбой, попавшей в перекрытие. Сохранилась в аварийном состоянии его боковая кайма. После войны она была снята, и после выполнения профилактических заклеек свернута на валы.

В 2015 году у музея появилась возможность приступить к комплексной реставрации интерьера церкви за счет благотворительного пожертвования.

В течение 2015-2016 годов установлены строительные леса, произведена часть реставрационных и консервационных работ, а также выполнено исследование структуры и состава красочных слоев на стенах церкви. С марта 2017 года реставрационные работы ведет Царскосельская янтарная мастерская.

Для научно-методического контроля за выполнением работ музей создал научно-реставрационный совет с участием представителей Министерства культуры РФ, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, ВООПИиК, а также ведущих специалистов-реставраторов Петербурга.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Дворцовая церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена 30 июля 1756 года архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Церковь была оформлена по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли.

За годы своего существования церковь дважды реставрировалась: после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым и в 1863 году после второго пожара – архитектором Александром Видовым.

Еще в 1749 году Елизавета Петровна утвердила темно-синий «берлинской лазури» цвет окраски стен церкви, на фоне которого сияла деревянная золоченая резьба, выполненная 35 лучшими резчиками под руководством Иоганна Дункера.

{img2} Главное место в церкви занимает алтарь, его центральная часть выделена шестью золочеными колоннами, обвитыми цветочными гирляндами и шестью пилястрами. Треугольный фронтон с двумя фигурами крылатых ангелов на скатах и большим сиянием в центре завершает центральные врата.

Потолок алтаря закрывает живописный плафон «Слава Святого Духа», на котором в облаках изображены головки ангелов работы академика Андрея Беллоли. Потолок в главном зале церкви закрывал большой живописный плафон «Вознесение Христово». В XVIII веке плафон был написан художником Джузеппе Валериани, а после пожара 1820 года его писал профессор живописи Василий Шебуев. Во время Великой Отечественной войны центральная многофигурная композиция плафона была утрачена. Живописная падуга сохранилась с утратами.