Петербург заговорил об ужесточении закона о конкуренции
Санкт-Петербург, 27 января - DIXINEWS.
Наличие картельных сделок на рынке социального питания Петербурга можно устранить за счёт законодательной реформы в рамках норм о защите конкуренции и увеличения ответственности, сообщает FederalCity.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу признало, что в петербургская сфера социального питания является самой картелизированной в экономике Северной столицы. В связи с этим необходима реформа законов для решения проблем с рыночными сговорами поставщиков.
Скандалы в петербургской сфере соцпитания начались в 2018 году. Картельные сговоры участников рынка наносят ущерб бюджету (по общероссийской статистике, около 2% ВВП). За 2 года УФАС выявило шесть картельных сговоров. Несмотря на то, что ряд компаний был уличён в нарушениях законодательства о конкуренции, их участие в госзакупках до сих пор не ограничено. Поставщики пользуются лояльностью правовых норм и продолжают получать крупные контракты.
В 2020 году УФАС отчитался о выявлении пяти картельных сговоров между участниками рынка социального питания в Петербурге. В декабре был выявлен шестой сговор, сообщает источник. В нем принимали участие компании АО «Фирма Флоридан» и АО «Артис – детское питание». Общая сумма контрактов данного картеля составила 450 миллионов рублей. Комбинатам питания содействовали в администрации Кировского района Петербурга, в схеме также участвовало ООО «Юридическое бюро «Авангард».
Как утверждает издание FederalCity, «Фирма Флоридан» (как и «Артис – детское питание») успела создать несколько картелей. Ранее компании уже состояли в сговоре друг с другом. Помимо этого, «Флоридан» действовал в картеле с «Базой Мария» и «Лимак-Невой» в Выборгском и Приморском районах. Также комбинат фигурировал в картельной схеме с комбинатами «КСП Василеостровского района» и «Воскресенье» в Василеостровском районе.
«Артис – детское питание» участвовал в картельном сговоре в двух вышеупомянутых случаях с «Флориданом», а также с такими компаниями, как ООО «База Мария», ООО «Лимак-Нева», ООО «СПб Спец Строй», ООО «Евроспецсервис», ООО «Специализированная торговая компания», ООО «НУР» и ООО «Невская дистрибьюторская компания» за контракты в Колпинском районе.
Крупные игроки рынка систематически становились фигурантами дел УФАС о картелях. Тем не менее, комбинаты питания до сих пор работают и участвуют в аукционах.
В настоящий момент ответственность за участие в картельном сговоре ограничивается штрафными санкциями от десятой доли до половины первичной стоимости предмета торгов, но не более четверти суммы выручки (и не менее 100 000 рублей) компании, нарушившей закон. Данные положения прописаны в ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
Помимо этого, за нарушение антимонопольного законодательства существует уголовная ответственность. Статья 178 УК РФ предусматривает среди прочего тюремный срок на срок до трёх лет с запретом на занятие ряда должностей. Но в случае выявления картельных сговоров такая практика не применяется – компании отделываются лишь административной ответственностью.
Механизм, способный ограничить работу недобросовестных компаний, в законодательных нормах существует. В некоторых случаях таких поставщиков можно внести в своеобразный «черный список» - список недобросовестных поставщиков. Если компания туда попадает, данный факт серьёзно усложняет участие в тендерах. Но в условиях, при которых фирма может попасть в подобный список, не значится заключение картельных сговоров.
Как следует из статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, компании могут оказаться в списке недобросовестных поставщиков в трёх случаях: разрыв контракта по решению суда из-за нарушений поставщика, уклонение от заключения контракта и отказ заказчика от исполнения положений контракта по вине поставщика. На практике, компания, уличенная в создании картеля, либо разрывает контракт с заказчиком по «обоюдному согласию», либо выполняет условия договора до конца.
Школы и детсады, находящиеся на государственном финансировании, не пытаются добиться судебного вердикта, указывающего на вину поставщика при расторжении контракта. Односторонний отказ заказчика тоже не практикуется, даже если имел место факт отравления в учреждении, поскольку за подобным решением следует проведение дорогостоящих экспертиз. Иными словами, поставщик уплачивает лишь штраф за картельные контракты, а все проблемные моменты оставляются «за чертой». После уплаты штрафа компания остаётся участником рынка и не попадает в список недобросовестных поставщиков.
Для примера можно привести пойманную на картельных сделках «Фирму Флоридан». Выручка предприятия составляет 1,6 миллиарда рублей, однако в период с 2018 по 2019 год комбинат сумел увеличить выручку на 101 миллион рублей.
Чтобы решить сложившуюся на петербургском рынке питания проблему картелей, требуется реформа законов в части расширения условий, на основании которых поставщика можно внести в список недобросовестных компаний. Также необходимо ужесточить штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. На текущий момент ситуация такова, что компания может уплатить штраф в миллионы рублей, а по факту нанесённый ущерб может исчисляться не одним миллиардом.