В Петербурге объявили войну "автобусам-призракам"

Санкт-Петербург, 19 ноября - DIXINEWS.

Петербуржцы обратили внимание на необычную ситуацию: они стали, словно невидимыми для некоторых водителей, ожидая автобус на остановке. Как объяснить факт, когда водитель, совершающий рейс, проезжает мимо остановок, не включая свет в салоне и выключая табло с номером маршрута? При этом машина отображается на электронных сервисах слежения и ее ждут пассажиры.

Горожане сообщают, что в последние месяцы в различных районах города, особенно по вечерам, водители частных компаний, предоставляющих услуги по регулярным автобусным маршрутам по государственному контракту, нарушают правила. Некоторые пассажиры были вынуждены вызывать такси, так как последний рейс перед ночным перерывом оказался пропущенным. Граждане начали жаловаться властям на подобные случаи. Один из горожан, Дмитрий Веденев, который упомянул о проблеме и задавал вопросы чиновникам, был приглашен на заседание транспортной комиссии Заксобрания Петербурга. На заседание также пригласили представителей транспортных компаний и городских транспортных служб.

Дмитрий Веденев приехал с видеомы и фотографиями, на которых видно, как автобус проходит мимо остановки "Ул. Софьи Ковалевской" на проспекте Науки в Калининском районе. Это была только часть зафиксированных случаев. Он также представил переписку с чиновниками транспортного блока. Их ответы подтвердили нарушения со стороны водителей ООО "Вест-Сервис" и АО "Третий парк". Доказательства включали геолокационные данные и видеоматериалы.

Как пояснил Денис Усанов, директор подведомственного комитету по транспорту СПб ГКУ "Организатор перевозок", условия госконтракта предусматривают штраф в размере 1000 рублей за пропуск остановки. В случае, если более 20% остановок на маршруте пропущены, рейс считается невыполненным по вине перевозчика и не оплачивается городом (бюджетная оплата рейса в одну сторону составляет примерно 2000-2500 рублей). Судя по всему, действующие штрафные меры не останавливают водителей от повторных нарушений.

Представители поднятых в вопросе компаний (аналогичные нарушения выявляются и у других) уверяют, что причиной инцидентов является "человеческий фактор". Например, один из водителей, выполнивший фиктивный рейс без пассажиров, объяснял, что ему нужно было раньше вернуться домой по семейным обстоятельствам.

Подобные действия со стороны несобросовестных водителей считаются не просто нарушением дисциплины, а тратой бюджетных средств. В городском парламенте упомянули, что на субсидирование автобусных перевозок уходит порядка 26 миллиардов рублей в год.

"0,16 процента (такая доля этих инцидентов от общего числа рейсов) это 45 миллионов рублей! Эти деньги не теряются без следа, это значительные суммы, - заявил глава транспортной комиссии Алексей Цивилев. - Половину этих средств покрывают бюджетные средства, а другую половину — петербуржцы, покупая билеты. Это существенные деньги".

Депутат считает, что, возможно, пришло время привлечь правоохранительные органы к решению проблемы фиктивных рейсов.

В ГКУ "Организатор перевозок" считают актуальные методы контроля перевозчиков достаточными.

Тем не менее, чтобы искоренить подобные случаи, в городском парламенте предложили привлекать технологии искусственного интеллекта для анализа данных геолокации движения автобусов и видеозаписей из салонов. На остановках ненулевая скорость, закрытые двери и отсутствие пассажиров указывают на превращение автобуса в "призрак".