ФАС готова к мерам против Wildberries и Ozon при игнорировании рекомендаций

Москва, 2 октября - DIXINEWS.

Федеральная антимонопольная служба России намерена принять меры антимонопольного воздействия в отношении компаний Wildberries и Ozon в случае, если те не выполнят рекомендации, касающиеся работы с продавцами, как сообщает пресс-служба ФАС.

Члены экспертного совета проанализировали практики Wildberries и Ozon в контексте соблюдения принципов взаимодействия участников цифровых рынков и отметили, что действия маркетплейсов могут представлять риск ущемления интересов продавцов и покупателей. Также были выявлены признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на платформах, которые требуют пересмотра. В случае отказа от выполнения рекомендаций ФАС России намерена принять антимонопольные меры.

Экспертный совет при ФАС, ответственный за развитие конкуренции в информационных технологиях, выразил мнение, что новые правила для продавцов на платформах Wildberries и Ozon нуждаются в пересмотре. Правила требуют дополнительной проработки и корректировки, чтобы смягчить возможные негативные последствия их применения. Утвержденные механизмы должны быть прозрачными и понятными, а также учитывать ценовую политику малого и среднего бизнеса, подчеркнули в антимонопольном ведомстве.

В чём претензия?

Федеральная антимонопольная служба напомнила, что в августе 2025 года получила множество жалоб от представителей малого и среднего бизнеса, связанных с изменениями в порядке работы с продавцами на платформе Wildberries. Одним из изменений стало введение индекса остатка товара. После его внедрения предприниматели с низким индексом были вынуждены платить за хранение товаров на складе по повышенной цене, отпускать их со скидкой без согласования или забирать товары с площадок. Продавцам пришлось выбирать между участием в автоакциях и оплатой услуг хранения по завышенным тарифам.

Платформа внедрила через механизм «Конструктор тарифов» процедуру предоставления дополнительных услуг. Отказаться от них раньше установленного маркетплейсом периода невозможно, даже если предприниматели уже на них не заинтересованы.

Ранее Wildberries представил инструмент «Привлекательная цена», который обязывал предпринимателей устанавливать цены на продукцию, руководствуясь рекомендациями маркетплейса, а не собственными расчётами. Внутренние алгоритмы вычисляли стоимость товара за указанный период и предлагали её продавцам. В случае согласия предоставлялась скидка для постоянных покупателей. Однако, если продавцы хоть немного увеличивали цену, компания отменяла предоставленную скидку. 23 сентября 2025 года Wildberries объявил о добровольной отмене использования этого инструмента.

ФАС получает множество жалоб от предпринимателей по поводу нововведений на Ozon. Ранее была возможность забирать отменённые или возвращённые заказы или отправлять их на склад площадки. Однако с 1 октября 2025 года маркетплейс поменял правила обработки возвратов. Теперь заказы, которые аннулированы или возвращены без претензий к качеству, автоматически поступают на склады Ozon для последующей продажи. Таким образом, предприниматели теряют возможность распоряжаться своим товаром по своему усмотрению и не могут продавать его через другие каналы, пояснили в ФАС.

Кроме того, предпринимателям часто трудно организовать вывоз товара с инфраструктуры складов Ozon. Забронировать время для самостоятельного вывоза оказывается непросто. Площадка не обязана предоставлять такие периоды вовремя и соблюдать сроки вывоза, что может заставить продавцов оплачивать хранение продукции на складах маркетплейса на неопределённый срок.