ГИБДД изымает электровелосипеды у курьеров в Москве

Москва, 8 февраля - DIXINEWS.

ГИБДД приступило к масштабным рейдам, направленным на курьеров, использующих электровелосипеды. В результате проверок сотни транспортных средств оказались на штрафстоянках из-за несоответствия правилам дорожного движения по допустимой скорости или мощности двигателя.

Госавтоинспекция начала контролировать мощность электровелосипедов, используемых курьерами. Об этом стало известно из сообщения одного из сервисов доставки, переданного РБК. Данную информацию подтвердили в Межрегиональной ассоциации курьерских служб (МАКС), а также в пресс-службе сервисов доставки «Яндекса».

Как рассказал президент МАКС Александр Митюков, проверки проводятся по всему городу, однако особенно активно — в северных районах столицы. Инспекторы ГИБДД обращают внимание на скорость передвижения курьеров, которая не должна превышать 25 км/ч, а также на мощность моторов их электровелосипедов.

«Если транспортное средство подпадает под категорию мопедов, для его эксплуатации требуются водительские права категории «М». В случае их отсутствия у курьера велосипед отправляется на экспертизу для выяснения обстоятельств», — пояснил Митюков.

По словам главы ассоциации, с начала года на специализированных стоянках оказалось несколько сотен электровелосипедов, конфискованных у курьеров. В основном изымают личный транспорт, тогда как арендованные велосипеды, как правило, соответствуют нормативам. Согласно данным МАКС, сейчас 75% доставки осуществляется с использованием арендованных электровелосипедов, а 25% — с помощью частных. Однако, по прогнозам Митюкова, к 2026 году доля арендованных электровелосипедов может достигнуть 40%.

«Рост доли арендованного транспорта связан с требованиями Департамента транспорта. В частности, курьерские велосипеды должны быть оснащены IoT-модулями, которые ограничивают скорость и обеспечивают контроль в «медленных зонах». Не все владельцы частных велосипедов смогут соответствовать этим требованиям», — отметил он.

Если велосипед попадает на штрафстоянку, курьеру придется оплатить эвакуацию, хранение, а также возможный штраф за несоответствие нормативам. В ряде случаев сумма выплат сопоставима со стоимостью самого транспорта, что делает его выкуп нерентабельным. К тому же экспертиза может занять до трех недель, что увеличивает расходы.

В «Яндексе» подтвердили, что проверки действительно проводятся и касаются, прежде всего, личного транспорта курьеров. Однако в компании не фиксируют случаи изъятия, так как арендованные электровелосипеды полностью соответствуют установленным требованиям.

«Город заботится о безопасности участников дорожного движения, и мы взаимодействуем с властями для разработки решений, направленных на повышение уровня безопасности», — заявили в «Яндексе».

По словам Александра Митюкова, с марта проверки на улицах станут еще более частыми. Об этом МАКС, сервисы доставки и компании-арендодатели велосипедов уже уведомлены. Он подчеркнул, что до 2025 года такие мероприятия не проводились, однако ассоциация поддерживает усиленный контроль со стороны МВД.

В МАКС объясняют введение проверок необходимостью соблюдения правил дорожного движения и стандартов безопасности. В конце 2024 года был утвержден отдельный ГОСТ для электровелосипедов, а с мая 2025 года в Москве начнет действовать приказ Дептранса, ограничивающий максимальную скорость таких средств передвижения до 25 км/ч.

«Важно ориентироваться не столько на мощность двигателя, сколько на установленное ограничение скорости. Именно оно определяет, насколько быстро велосипед может передвигаться по городу. Мощность же влияет на то, насколько легко транспорт справляется с нагрузкой, например, при перевозке тяжелых грузов или движении в гору», — пояснил Митюков.

МАКС также занимается разработкой отраслевого стандарта для сервисов аренды электровелосипедов.

«Некоторые компании уже начали формировать необходимую инфраструктуру для курьеров. К примеру, они предлагают льготные условия аренды электровелосипедов, которые соответствуют всем нормативам, что помогает минимизировать риски задержек в доставке», — добавил он.

В «Яндексе» напомнили, что в прошлом году компания представила фирменный электровелосипед, разработанный специально для курьеров. Этот транспорт оснащен фарами, безопасной батареей и интегрированными IoT-модулями.

«Курьеры, работающие в «Еде» и «Лавке», могут арендовать такой велосипед всего за 1 рубль в месяц в одном из наших велоцентров. В Москве и других городах уже используется 2,5 тысячи таких моделей, и их количество продолжит расти», — сообщили в пресс-службе.

Представители сервиса «Купер» заявили, что случаев изъятия электровелосипедов у их курьеров не зафиксировано. В «Додо Пицце» от комментариев отказались.