Ни шагу вперед! Замкнутый круг Апраксина двора

Санкт-Петербург, 1 октября - DIXINEWS.

Знаменитый Апраксин двор, известный как петербургская барахолка, то закрывают, то пытаются реконструировать. Но все остается на своих местах.

«Апрашка» работает в обычном режиме, несмотря на угрозу выселения арендаторов.

К 30 сентября 66 предпринимателей, арендовавших помещения и участки у АО «Апраксин Двор», должны были покинуть территорию объекта. И в день «икс» на старейшем петербургском рынке полно пустующих корпусов, но это не связано с уходом с него управляющей компании.

Апраксин двор – архитектурный памятник XVIII века. А еще это известнейший в Петербурге и за его пределами рынок, занимающий около 140 тыс. кв. метров, который «закрывают» уже не первый год. Об этом не единожды просили горожане, особенно те, что проживают ближе всего к ветхому криминализированному кварталу. И также регулярно городские власти обещают привести рынок в вид, достойный культурной столицы. Об «Апрашке» постоянно говорят, на ее территории постоянно что-то происходит, но, как подтвердят старожилы, – особых перемен по сей день нет. Разве что ямы на дорогах все глубже, а трещины на исторических постройках все шире.

Однако в июне АО «Апраксин двор», в ведении которого находилось около 50 тыс. кв. м на территории рынка, лишилось права доверительного управления. Договор с городом истек, а продлить его без проведения торгов не позволила ФАС. Арендаторам общества (таковых 66) выдали предписание освободить занимаемые участки к 30 сентября. И именно последним днем сентября АО «Апраксин двор» подало заявление о своей ликвидации. Напомним, что оно было учреждено городом в 2016 году и на 5 лет получило в управление часть рынка. Около 20 тыс. кв. м из них сдавались в аренду. Теперь участки передадут ГБУ «Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга».


«Апрашка», как она есть

В будний погожий день Апраксин двор традиционно полон торговцев, зазывающих горожан совершить покупку. Покупателей не так много, как в выходные дни, но хватает. На разбитых временем обочинах сидят попрошайки, во дворах отгружают новые партии товара, растет очередь к ларьку с пирожками. Фотографировать здесь не стоит, камера нервирует торговцев – скорее всего, они здесь нелегально. Картина не меняется десятками лет, она привычна каждому горожанину.

«Это такая же неотъемлемая часть Петербурга, как Эрмитаж, своеобразная изнанка города», – отмечает прохожая петербурженка.

В отдаленной от входа части рыночной территории виднеются опустевшие павильоны.

«Они уже год стоят закрытыми. Там тоже были магазины, но год назад выяснилось, что это нелегально, и их закрыли», – рассказывает одна из владельцев торговых точек. Она работает на рынке уже около 10 лет, и признает, что здесь постоянно пытаются что-то делать, но все возвращается на круги своя.

Привести объект в порядок не могут из-за вопросов собственности: даже у одной постройки может быть сразу несколько владельцев. Поэтому часть здания может быть заброшена, пока в другой ведется бойкая торговля.


Пустующие поодаль обновленные корпуса пусты и опечатаны. На пломбе значится компания ООО «Главстрой-СПб», которая арендует более 7 тыс. кв. м. площадей Апраксина двора. Когда-то компания числилась инвестором, пытавшимся отремонтировать рынок. Строительная организация выиграла торги на реконструкцию в 2008 году, и заключила договор с КИО на ремонт 12 корпусов. Фирма успела вложить более 1 млрд рублей в реализацию проекта. Однако город расторг соглашение, в 2019 году всех арендаторов выселили при помощи приставов. В результате на сегодня новые красивые корпуса стоят заброшенными, вандалы уже разбили часть окон, изрисовали стены.

А буквально в двух шагах стоят затянутые строительной сеткой аварийные постройки, в которых размещены торговые точки. Вплотную к осыпающимся стенам припаркованы, автомобили. Табличка «Опасная зона» владельцев ни капли не пугает. У них – другой собственник, и на ремонт здесь нет и намека. Следы времени лишь прикрывают рекламными баннерами.

Как должно было быть

Сейчас стратегическим инвестором официально признано ООО «Инвестиционно-строительная компания Апраксин двор» (концерн «Питер»). Реконструировать объект собирались по проекту «Студии 44» Никиты Явейна. Глава архитектурного бюро считает, что горожанам категорически не хватает современных общественных пространств, и «Апрашка», с ее удачным расположением и широкой известностью, вполне могла бы им стать. С ним соглашаются эксперты, горожане и власти. Проект даже утвердил Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Петербурга. Но и он не находит своего воплощения вот уже сколько лет. Причины все те же – город не может передать постройки инвестору.


Примечательно, что история с реконструкцией заходит уже на который круг. В 2004 году договор на реконструкцию нескольких корпусов с КУГИ заключил инвестор ООО «Инком». Но соглашение было расторгнуто городом через суд. В 2004-2006 годах городская структура ОАО «Агентство по реконструкции и развитию “Апраксин двор”» заключала договор на реконструкцию с ООО ТД «Адмиралтейский». Но уже в 2016 году город отдал корпуса фирме «Главстрой-СПб», которая практически силой выселила предыдущих арендаторов. В частности, речь идет об отремонтированных корпусах 50 и 51 – именно они сейчас опечатаны и заброшены, уже по причине выселения самого «Главстроя».


Именно из-за подобных рисков инвесторы неохотно берутся за реконструкцию исторических построек в центре Петербурга. Городские власти говорят о привлечении социально ответственного бизнеса, но как только появляется готовый вложиться инвестор – он втягивается в водоворот бюрократических игр и, в итоге, убытки несут все участвующие.

Глазами арендаторов и горожан

Пока чиновники, градозащитники и эксперты ведут незримый для горожан бой, торговцы и владельцы кафе не спешат покидать насиженные места. На Апраксином дворе множество культовых мест, поэтому, несмотря на общий упаднический вид, поток клиентов не ослабевает. Так, в одном из злачных переулков расположился островок ухоженности: бар-салун Money Honey. Он принимает гостей вот уже 20 лет, и собирается делать это и дальше. Его сотрудники ни капли не обеспокоены очередным слухом о разгоне арендаторов, ведь помещение, где расположен бар – частная собственность.


В другом переулке притаилось еще одно культовое, и еще более андеграундное место – чуфальня. О ней знает почти вся петербургская молодежь, ведь тут готовят самую аутентичную китайскую кухню в городе. Попробовать сытные блюда по гуманной цене заходят даже туристы.

«Я читала, что «Апрашку» хотели закрывать, все сносить и делать что-то новое», – рассказывает девушка, представившаяся как гостья из Сибири. По ее мнению, такое знаменитое на всю Россию место, как Апраксин двор, должно существовать.

«У нее уже такой статус: здесь можно купить все. Я считаю, что такой она и должна оставаться», – добавляет она.

«Я никогда здесь ничего не покупала, прихожу сюда поесть. Если тут оставят кафе, где вкусно готовят, пусть делают, что хотят», – рассказывает ее подруга, которая переехала в Петербург год назад.

По словам молодых людей, рынок должен служить именно своему контингенту – тем, кто уже привык приходить сюда за недорогими покупками и необычной кухней. Но покупатели должны ощущать комфорт и безопасность от пребывания здесь.

«Некоторых пугает даже сюда заходить», – делится гостья из Сибири.

«Сюда ведешь приезжих, чтобы показать другую сторону Питера. Идешь по Невскому, там все красиво, а буквально отходишь 500 метров в сторону, и видишь это», – добавляет ее подруга, уверяя, что комплекс однозначно стоит облагородить, решить самые острые его вопросы.


Горожане и приезжие хотят видеть Апраксин двор современным общественным пространством, с интересными кафе, студиями и цивилизованными торговыми местами, вместо самодельных палаток у рушащихся корпусов. И снова перспективы огромного архитектурного комплекса в сердце города скрылись в бюрократическом тумане. Реконструировать Апраксин двор обещали к 2025 году. Но неизвестно, как власти и инвестор собираются реализовать такие планы, если все еще не решен вопрос собственности участков.